Нужен ли копирайтеру-новичку пресловутый партизанский маркетинг?

Наша собеседница, Стася Шер, копирайтер-консультант по маркетинговым коммуникациям, тренер по эффективному маркетингу и креативный директор Академии правильных копирайтеров — хороших друзей проекта Мамарайтер. К тому же Стася — удивительный специалист, который может написать практически всё: от коммерческого предложения до сценария видеоролика.

Совсем недавно она получила диплом специалиста по сторителлингу (причём преподавание велось на английском языке, на нём же и выданный диплом) и диплом Стенфордского университета, который удостоверяет, что Стася —  специалист по креативности и командный лидер.

И оба диплома Стася умудрилась получить, находясь в декрете с годовалой дочкой Аришей, представляете?

Стася Шер делится своим опытом и даёт копирайтерам-новичкам несколько советов для эффективного начала карьеры.

2016-09-21_21-13-21

Стася Шер

Стася, добрый день!
И первый вопрос: Вы работаете в Академии правильных копирайтеров (параллельно идёт несколько тренингов, подготовка мастер-классов для Клуба правильных копирайтеров, курирование блога Академии), создаёте тексты для заказчиков, учитесь (знаю, Вы получаете степень МВА), проходите различные курсы, ещё и на английском. При этом, Вы счастливая мама и жена.
Как Вам удаётся всё это совмещать? В чём секрет?

Добрый день! Хороший вопрос… я вот сейчас прочитала…и испугалась. Действительно, как?

На самом деле, плохо удается 🙂 Я пока только строю свою систему тайм-менеджмента, потому что многое добавилось в мои обязанности совсем недавно. Я из декрета-то вышла только в феврале 🙂

Сначала только писала статьи в блог АПК, вела мастер-классы и проверяла домашки наших учеников. Как освоилась и настроила свой рабочий график, так тут же захотелось пройти курс по сторителлингу. Не успела закончить курс, как уже решила проявить инициативу и взять работу с блогом Академии на себя. И почти одновременно решила досрочно вернуться в университет.

В общем, дурная голова… всей мне покоя не дает. Теперь периодически обрастаю хвостами, потому что маленький ребенок часто вносит свои коррективы в расписание.

Первое моё открытие — не планировать на день больше двух задач по работе и/или учёбе.

Со стороны кажется, что я супермен… точнее, супервумен 🙂 Но реальность жестока — больше двух дел маме с малышом на руках не успеть практически никогда. Конечно, если есть няня и домработница… (мечтательно).

В общем, тише едешь — дальше будешь. Думаю, после такой истории у наших читательниц прибавится сил и вдохновения. И теперь вопрос к Вам, как к маркетологу.
Стася, сейчас можно услышать массу разговоров о партизанском маркетинге. При слове «партизан» сразу же перед глазами встают кадры из военных фильмов с подрывом мостов и засадами. А как ведут себя маркетинговые партизаны?  

В общем и целом, партизаны и на войне, и на рынке имеют что-то общее.

Интересно, что многие считают — маркетинговые партизаны ведут “подрывную» деятельность исключительно в отношении конкурентов, стараясь подорвать к ним доверие. Дескать, деятельность партизан — нечто незаконное. Но это совсем не так.

2016-09-21_21-11-03

Наблюдение партизан должно быть незаметным

Партизаны должны действовать незаметно — и это главное в партизанском маркетинге. Все действия должны быть невидимы, причём и для конкурентов, и для потребителей. Но речь идёт не о подрыве имиджа, репутации или склада конкурентов.

Результат действий партизана — маркетолога — ВЗРЫВ, который направлен на то, чтобы потребители узнали о продуктах и услугах компании.

Конечно, при этом грех пропустить допущенную конкурентами ошибку, но к ее возникновению партизаны не имеют отношения. Только наблюдают из засады и пользуются возможностью использовать чужой промах в свою пользу.

Насколько такой маркетинг эффективен в действительности, особенно сейчас, в условиях постоянного кризиса?

В условиях кризиса методы партизанского маркетинга более действенны хотя бы потому, что многие из них требуют даже не столько финансовых вливаний, сколько затрат времени и активизации партнёрских связей.

А когда можно сократить затраты — почему бы этого не сделать?

Кстати, методами партизанского маркетинга пользуются и крупные компании. Те же Макдональдс, Кока-кола и другие. А уж они вряд ли стали бы тратить деньги и время на бесполезные маркетинговые активности.

2016-09-21_21-12-22

 

Убедили. Но, как говорится, ничто не обходится нам так дорого, как дешёвое. Насколько партизанские методы действительно бесплатны или условно бесплатны? Какие есть подводные камни?

На самом деле про бесплатность тут говорить не совсем верно. Мы платим или деньгами, или временем.

Неизвестно, что порой выгоднее.

К тому же возможности у всех разные: Кока-кола может потратить и пару-тройку миллионов, ИП Вася Пупкин — несколько тысяч, а новичок-фрилансер Петя может не иметь на рекламу себя и 300 рублей. Тем не менее, методы партизанского маркетинга можно найти и для Колы, и для Васи, и для Пети.

Подводные камни могут быть разными.

Главный для любого вида маркетинга — неизученная или плохо изученная целевая аудитория (ЦА).

Какие партизанские методы используете Вы в своей работе? И для чего именно: поиск клиентов, формирования статуса экспертности, повышение заработков?

Партизанские методы в любом случае приводят к тому, что заработки повышаются 🙂

У меня в большей степени работает сарафанное радио, когда клиенты рекомендуют меня друг другу. Считается, что этот процесс неконтролируемый, но на самом деле есть способы подстегнуть «радио». У меня получилось, благодаря чему я не трачу время на поиск заказов на биржах, например.

2016-09-21_22-04-22

Сарафанное радио нужно запустить правильно!

Ещё на моё продвижение, как копирайтера,  работает тренерская деятельность. И тут тоже сочетание всего: и формирование статуса эксперта, и поток клиентов, и повышение доходов.

Тренерская деятельность — это здорово, но такое занятие доступно только опытному копирайтеру.  А какие партизанские методы может использовать новичок-копирайтер для подачи себя как эксперта?  

Начать нужно с самых основ:

  • с оформления профилей в социальных сетях,
  • с портфолио,
  • с резюме,
  • с сайта.

Это инструменты самые обычные и требующие разовой траты времени, зато потом они могут какой-то период существовать автономно.

Затем можно расти дальше.

Например→

  1. В портфолио не просто дать ссылки на тексты, а сделать его сборником кейсов, рассказать: какая задача стояла, как решали, что получили, доволен ли клиент.
  2. Начать общение на профессиональных ресурсах. Там можно и набраться опыта от коллег, и поделиться своим профессиональным мнением. А в итоге — получить заказ от случайно заглянувшего клиента или по рекомендации коллег.
  3. Если есть возможность публиковаться в газетах, журналах, на онлайн-ресурсах (а такая возможность точно есть), то нужно её использовать.

Профессиональное общение — залог роста.

Эти методы доступны большинству копирайтеров даже с небольшим опытом.

Использование кейсов — мощное оружие. Действительно, часто новички размещают в портфолио просто текст. И совершенно неясно, удачный он или нет. А какие главные ошибки совершают новички, осваивая партизанский маркетинг, и как их избежать?

Бывает, что новички не размещают даже текст 🙂

Многие не понимают, что показать тексты важнее, чем какие-то рейтинги. Самая частая жалоба от новичков — «мне не дают заказы из-за нулевого рейтинга!».  Хотя выбор от рейтинга зависит меньше, чем от примеров работ.

Увы, кейсы встречаются совсем редко, даже у опытных авторов.

Портфолио должно быть эффектным и эффективным.

Из проблем тут:

  • оформление,
  • неполная информация,
  • описание вроде «на эту тему написано 11 текстов, заказчик доволен».

Избежать просто — посмотреть примеры, расспросить более опытных коллег.

То есть, не зацикливаться на себе, а заглядывать на сайты и аккаунты других копирайтеров. А насколько быстро можно почувствовать результат от внедрения партизанских методов?

Зависит от выбранного метода. Какой-то сработает через год, а какой-то уже сегодня.

Пробовать нужно все доступные способы, так как у каждого работают разные.

Кто-то оставит комментарий к заметке в соцсети и уже через полчаса получит пару заказов, а кто-то может там полгода общаться и не получить ни одного предложения.

То есть работать и работать, не ждать мгновенных результатов, но знать, что они будут обязательно. Так что, новичкам нужно использовать партизанский маркетинг в своей работе сразу же, работать на перспективу, правильно?

Увы и ах, ничего не работает само по себе, приходится трудиться и трудиться 🙂

И да, новичкам, если они хотят быстрее продвигаться по карьерной лестнице, следует как можно раньше начать заниматься личным маркетингом, в том числе используя партизанские методы.

Что бы Вы посоветовали почитать новичкам по теме партизанского маркетинга или, возможно, пройти какие-то тренинги?

Для начала — Джей Конрад Левинсон «Партизанский маркетинг». Это можно назвать сборником инструментов партизанского маркетинга. Он поможет тем, кто вообще не в курсе, что это и откуда взялось.

2016-09-21_22-13-46

Отличная книга для начинающего копирайтера

Конечно, некоторые методы там уже устаревшие (книга издается с 80х годов). Но лучше, когда вы не просто используете один инструмент, другой инструмент, а создаёте систему.

Хотя что-то можно использовать и прямо сейчас.

Тренинга именно по партизанскому маркетингу я пока не встречала, но, например, в нашем тренинге с Наташей Карья «Копирайтер-эксперт» мы разбираем и партизанские методы.

Впрочем, как и на встречах Клуба Правильных Копирайтеров тоже много интересного планируется по теме партизанского маркетинга.

Думаю, новичкам хватит той информации, которой Вы поделились.
Мы благодарим Стасю за очень интересный и содержательный разговор и прощаемся с ней.
Надеемся, что беседа со Стасей Шер вдохновит вас на прорыв в карьере копирайтера.
Успехов вам на этом увлекательном поприще!

natalya-pomogaeva

Беседовала Наталия Помогаева, копирайтер

автор блога АПК

 

 

 

Ещё вам может быть интересно: