Ещё одна выпускница тренинга «Мамарайтер» открывает, возможно, новую страницу своей профессиональной карьеры.
Встречайте, стажёр проекта Мария Чернышёва!
Было ли у вас так, что вы запоем пишете гениальную статью, а заказчик разносит её в пух и прах? Или написали статью в блог, а друзья высмеяли её? А, может быть, муж комментирует вашу работу: «Не умеешь – не берись»?
Каждый копирайтер обязательно сталкивается с критикой на своем творческом пути. Хорошо, если она заставляет вас развиваться: становиться грамотнее, профессиональнее, эффективнее. Но порой критика угнетает настолько, что мы готовы поставить крест на карьере копирайтера. Чаще всего так происходит, когда критика несправедлива или необоснованна.
Критика обоснована и конструктивна: когда вам указывают на ошибки в тексте, на несоответствие требованиям, на злоупотребление словами-паразитами и другие конкретные промахи. В этом случае расстраиваться не стоит: критик фактически взял на себя роль редактора и логичнее будет поблагодарить его за вклад в ваше развитие. Хотя бы мысленно.
Но бывает и так, что критика направлена на вас, как специалиста или личность. Или вашу работу осуждают без конкретных замечаний, по принципу «все плохо». В этом случае ваши действия будут зависеть от того, кем вам приходится критик.
Клиент всегда прав?
Клиенту не нравится ваш стиль, не подходит ракурс повествования или он просто передумал платить деньги? А может, вы не попали в целевую аудиторию или неправильно поняли пожелания к тексту?
Проанализируйте проблему и предложите решение. Ваша готовность к диалогу и гибкость могут изменить ситуацию, и заказчик останется доволен результатом. Но если вы понимаете, что клиент придирается, унижает вас, или банально не хочет платить, то с ним лучше распрощаться и поберечь свои нервы и время.
Если продолжать работу с клиентом вы не хотите, попрощайтесь с ним спокойно и доброжелательно. Не уходите по-английски, но и не позволяйте себе хамить даже в ответ на грубость.
Коллеги по цеху
Вас могут критиковать другие копирайтеры, успешные и не очень. Отделяйте рациональные комментарии профессионалов от помоев недоброжелателей. Если вы начинающий копирайтер и тяжело переносите критику, воздержитесь от общения на профессиональных форумах и сайтах, где популярна «дедовщина».
Друзья или враги?
Очень обидно, когда друзья вас не поддерживают. Вдвойне обидно, когда они отпускают в ваш адрес колкие замечания. Можно отшучиваться или оправдываться, но это не решит проблему и снизит самооценку. Лучше прямо сказать, что вам неприятны такие комментарии, и что обсуждать эту тему вы больше не собираетесь.
Другой вариант – рассказать о своих доходах. Сработает в том случае, если вы зарабатываете хотя бы сопоставимо с офисными сотрудниками, и если собеседник измеряет успех в деньгах.
Родные люди
Первенство в категории «самая мучительная критика» делят родители и мужья. Кто, как не они, может по-настоящему задеть за живое и даже довести до слез неуместными замечаниями? Нужно понимать, что родные люди так выражают свое беспокойство за нас. И отвечать на их критику стоит еще более тактично и доброжелательно, чем друзьям или клиенту.
Поговорите по душам, объясните, почему для вас важно то, что вы делаете. Будьте уверенны в себе и убедительны. Есть шанс, что увидев, как серьезно вы настроены, родные перестанут тревожиться, и поддержат вас. Если ничего не вышло, докажите делом: работайте и зарабатывайте.
Не увлекайтесь убеждением в своей правоте: угодить всем невозможно, да и вряд ли нужно. Направьте свою энергию и время на покорение вершин любимой профессии, оставив недоброжелателей наедине с их мнением. Вы обязательно добьетесь успеха, и пусть критика содействует вам в этом!
А вы сталкивались уже с критическими комментариями в свой адрес? Расскажите нам, удалось ли вам «подружиться» с критикой?
Автор: Чернышёва Мария