Осторожно, критика. Совершенствуемся или сходим с дистанции?

Ещё одна выпускница тренинга «Мамарайтер» открывает, возможно, новую страницу своей профессиональной карьеры.

Встречайте, стажёр проекта Мария Чернышёва!


 

Было ли у вас так, что вы запоем пишете гениальную статью, а заказчик разносит её в пух и прах? Или написали статью в блог, а друзья высмеяли её? А, может быть, муж комментирует вашу работу: «Не умеешь – не берись»?

Каждый копирайтер обязательно сталкивается с критикой на своем творческом пути. Хорошо, если она заставляет вас развиваться: становиться грамотнее, профессиональнее, эффективнее. Но порой критика угнетает настолько, что мы готовы поставить крест на карьере копирайтера. Чаще всего так происходит, когда критика несправедлива или необоснованна.

kritika

Как реагировать на критику?

Критика обоснована и конструктивна: когда вам указывают на ошибки в тексте, на несоответствие требованиям, на злоупотребление словами-паразитами и другие конкретные промахи. В этом случае расстраиваться не стоит: критик фактически взял на себя роль редактора и логичнее будет поблагодарить его за вклад в ваше развитие. Хотя бы мысленно.

Но бывает и так, что критика направлена на вас, как специалиста или личность. Или вашу работу осуждают без конкретных замечаний, по принципу «все плохо». В этом случае ваши действия будут зависеть от того, кем вам приходится критик.

Клиент всегда прав?

Клиенту не нравится ваш стиль, не подходит ракурс повествования или он просто передумал платить деньги? А может, вы не попали в целевую аудиторию или неправильно поняли пожелания к тексту?

Проанализируйте проблему и предложите решение. Ваша готовность к диалогу и гибкость могут изменить ситуацию, и заказчик останется доволен результатом. Но если вы понимаете, что клиент придирается, унижает вас, или банально не хочет платить, то с ним лучше распрощаться и поберечь свои нервы и время.

Если продолжать работу с клиентом вы не хотите, попрощайтесь с ним спокойно и доброжелательно. Не уходите по-английски, но и не позволяйте себе хамить даже в ответ на грубость.

Коллеги по цеху

Вас могут критиковать другие копирайтеры, успешные и не очень. Отделяйте рациональные комментарии профессионалов от помоев недоброжелателей. Если вы начинающий копирайтер и тяжело переносите критику, воздержитесь от общения на профессиональных форумах и сайтах, где популярна «дедовщина».

Друзья или враги?

Очень обидно, когда друзья вас не поддерживают. Вдвойне обидно, когда они отпускают в ваш адрес колкие замечания. Можно отшучиваться или оправдываться, но это не решит проблему и снизит самооценку. Лучше прямо сказать, что вам неприятны такие комментарии, и что обсуждать эту тему вы больше не собираетесь.

Другой вариант – рассказать о своих доходах. Сработает в том случае, если вы зарабатываете хотя бы сопоставимо с офисными сотрудниками, и если собеседник измеряет успех в деньгах.

Родные люди

Первенство в категории «самая мучительная критика» делят родители и мужья. Кто, как не они, может по-настоящему задеть за живое и даже довести до слез неуместными замечаниями? Нужно понимать, что родные люди так выражают свое беспокойство за нас. И отвечать на их критику стоит еще более тактично и доброжелательно, чем друзьям или клиенту.

Поговорите по душам, объясните, почему для вас важно то, что вы делаете. Будьте уверенны в себе и убедительны. Есть шанс, что увидев, как серьезно вы настроены, родные перестанут тревожиться, и поддержат вас. Если ничего не вышло, докажите делом: работайте и зарабатывайте.

Не увлекайтесь убеждением в своей правоте: угодить всем невозможно, да и вряд ли нужно. Направьте свою энергию и время на покорение вершин любимой профессии, оставив недоброжелателей наедине с их мнением. Вы обязательно добьетесь успеха, и пусть критика содействует вам в этом!

А вы сталкивались уже с критическими комментариями в свой адрес? Расскажите нам, удалось ли вам «подружиться» с критикой?

Автор: Чернышёва Мария