ТАВ-анализ — журналистский приём в помощь копирайтеру

Бывает с вами такое: понимаешь, что нужно писать статьи на сайт, наполнять блог или группу контентом, а о чём писать, не знаешь?

И составление контент-плана кажется делом повышенной сложности, так как идеи иссякают быстро.

Хочу поделиться журналистским методом, который можно использовать не только в прессе. Он отлично подойдёт для составления контент-плана для сайта, группы в социальных сетях или рассылки.

Этот метод называется ТАВ-анализ.

Что же это такое?

ТАВ — это аббривиатура из первых букв трёх слов: Тема, Ассоциации, Вопросы.

Для начала пару слов о том, как этот метод используют в журналистике.

Предположим, нужно сделать разворот в газете на определённую тему. Например, Инвестиционный форум. Берём лист бумаги, в центре рисуем круг с надписью “Инвестиционный форум”— это наша тема.

Далее от него идут лучи, как от солнца— это ассоциации. Записываем все ассоциации, какие приходят на ум к этой теме. Например, Участники, Организаторы, Проекты, Инвестиции, Место проведения и другие.

Далее к каждой ассоциации пишем вопросы.

Например, к  ассоциации Участники это могут быть такие вопросы:

  • Кто они?
  • Откуда?
  • Какие у них ожидания от форума?
  • Участвуют ли они уже в каких-то проектах?
  • Какие перспективы сотрудничества видят?

И так по каждой ассоциации. И, уже опираясь на эти вопросы, мы строим наш текстовый материал.

Чем хорош метод ТАВ?

Если нужно подготовить несколько материалов по теме, то можно увидеть их систему и понять, о чём они должны быть.

Если вы готовите один материал о событии, таб-анализ помогает:

  • посмотреть на задачу под другим углом,
  • увидеть то, что не очевидно на первый взгляд,
  • написать о привычном не шаблонно, а всесторонне осветить ситуацию.

Ведь в процессе такой проработки темы порой всплывают неожиданные ассоциации и интересные вопросы. Получается своего рода интеллект-карта.

maindmap TAB

Вот так может выглядеть ТАВ интеллект-карта

 

Я использую ТАВ-анализ в работе над своим проектом, чтобы понять, о чём писать в рассылке и в группе соцсети.

Также можно использовать его при составлении контент-плана для сайта.

В центре пишем тему своего проекта. В моём случае, это — Голос.

Далее ассоциации: Техника речи, Уверенность, Подготовка к выступлению и так далее.

Потом — вопросы по каждой ветке. У меня получается солидный список вопросов, каждый из которых может быть темой для отдельного материала, а некоторые — готовыми заголовками. Их можно раскидать по дням и датам, составив контент-план.

Я же просто заглядываю в ТАВ-анализ, когда у меня возникает вопрос: “О чём написать?”

А как вы ищете новые идеи для материалов и есть ли у вас подробный контент-план? Поделитесь своим опытом в комментариях.

smetanina

 

Мария Сметанина, онлайн репетитор по технике речи, журналист

Член Редколлегии Мамарайтер