Как перестать работать бесплатно?

Вы копирайтер и пишете тексты уже более двух лет. Прошли множество тренингов по повышению квалификации у достойных тренеров. Заказчики всегда довольны вашей работой. В общем, вы смело можете называть себя профессионалом в сфере копирайтинга. Но только вот заработком своим вы совершенно недовольны, потому что работаете много, а получаете мало.

Эта история про вас? Тогда давайте разберёмся, почему так происходит и как можно изменить ситуацию.

Вы, наверное, удивитесь, но чаще всего проблема низкого дохода фрилансеров заключается в том, что они оказывают большую часть своих услуг бесплатно.

Не верите? Вот пример. Если друг вас попросит написать несколько текстов для блога или письмо для электронной рассылки, разве вы откажете? А если таких друзей больше десяти, и на каждый текст вам требуется минимум два часа в день?

Ещё один вариант бесплатных услуг – это подробные консультации потенциальных заказчиков. С точки зрения клиентоориентированности это здорово, но ведь и логику никто не отменял. Если вы тратите много времени на бесплатные консультации, но при этом заказчиков больше не становится, то просто необходимо что-то изменить в своих действиях.

Впрочем, может быть, вам не нужно больше заказчиков, которые готовы платить? Может быть, копирайтинг — ваше хобби? Чтобы разобраться в этом, скачайте запись вебинара под статьёй. 

Ну а если положение вещей с бесплатной работой вас категорически не устраивает — читайте дальше.

Шаг 1. Определитесь с целями

Ответьте себе честно на четыре важных вопроса:

1. Почему я пишу бесплатно?

Возможно, вы просто не умеете говорить «нет» или боитесь обидеть человека. А может, вы преследуете какую-нибудь выгоду? Например, пиар ваших услуг. Отвечая на этот вопрос, не думайте о своём самом близком круге: друзьях и родственниках. И так понятно, что для них каждый из нас готов прыгнуть выше головы.

2. Я действительно получаю тот результат, на который рассчитываю, когда работаю бесплатно?

После «благотворительных» консультаций у вас появляются настоящие заказчики? Или вы остаётесь востребованы только как специалист, который готов помогать безвозмездно? А как относятся к вам друзья? Стали они больше вас любить и уважать за то, что вы безотказный человек? Или, наоборот, полагают, что у вас много свободного времени, поэтому и заваливают своими просьбами?

3. Что произойдёт, если я перестану это делать?

Допустим, вы решили больше не работать бесплатно даже для друзей. Что изменится в вашей жизни? У вас станет реже звонить телефон и уменьшиться количество друзей? А нужны ли вам такие товарищи, которые поддерживают отношения только из-за того, что вы им пишете тексты бесплатно? Настоящие друзья вас поймут, так как им небезразлично ваше финансовое благополучие.

4. Для кого и в каком объёме я готова работать за «спасибо»?

Определите список задач, которые вы готовы выполнять бесплатно. Например, если вы очень любите придумывать заголовки к текстам, и у вас это не занимает много времени, то смело включайте эту задачу в перечень бесплатностей. Таким образом, при составлении списка бесплатных услуг руководствуйтесь двумя критериями: «очень нравится» и «быстро».

Шаг 2. Продумайте свою систему платных и бесплатных услуг

Для этого составьте список всех своих услуг и разделите их на 3 категории:

1. Сделаю бесплатно

В эту категорию запишите задачи, которые вы решаете буквально за 5 минут. А также вещи, которые вы делаете редко, но получаете от них колоссальное удовольствие. Например, вы очень любите рисовать ментальные карты и уж точно не готовы отказаться от заданий такого типа.

Кстати, если у вас имеется авторская брошюра с ответами на часто задаваемые вопросы по определённой теме и вам не жалко раздавать её всем подряд, то можете высылать её своим потенциальным клиентам вместо личных консультаций.

2. Оказываю бесплатные консультации или услуги, когда они предшествуют продаже

Принцип отбора задач в эту категорию должен быть следующий: бесплатная услуга должна стоить намного меньше, чем последующая за ней продажа.

Таким образом, если клиент хочет продвинуть свой сайт в поисковиках с помощью seo-оптимизации текстов, но сомневается, что это возможно, тогда есть смысл выполнить для него бесплатно несколько задач, чтобы продемонстрировать возможности seo.

И наоборот, если клиент просит вас бесплатно составить семантическое ядро веб-сайта, чтобы понять на одной ли вы с ним волне, то целесообразность этой услуги становится весьма сомнительной.

3. Задачи, которые всегда выполняю только за деньги

У каждого фрилансера есть ряд услуг, которые совершенно точно нет смысла выполнять бесплатно. Допустим, к вам как к копирайтеру пришёл потенциальный клиент, чтобы заказать тексты для своего сайта. Вам нет необходимости писать для него несколько текстов бесплатно или создавать семантическое ядро. Для того, чтобы убедиться в профессионализме исполнителя, «правильному» клиенту достаточно посмотреть его портфолио и побеседовать с ним 15 минут по скайпу.

Шаг 3. Ищите выгоду от сотрудничества

Помните, что всегда найдутся люди, желающие воспользоваться вашими услугами бесплатно, и которым неудобно отказывать. Как найти в этом выгоду?

1. Предложить бартер

Виды бартера могут быть самые разные:

  • Вы пишете текст – вам делают подбор картинок на фотостоках
  • Вы делаете аудит текстов – вас рекламируют на определённом сайте (рекламный баннер, статья, отзыв)
  • Вы делаете seo-оптимизацию текстов для блога о здоровье и правильном питании – вам составляют сбалансированное меню на неделю для вашей семьи
2. Договориться о частичной оплате
  • Если ваш постоянный клиент желает воспользоваться одной из ваших услуг бесплатно, то вы можете предложить ему частичную оплату. Дайте понять заказчику, что работать совсем без оплаты вы не можете себе позволить, что вам тоже надо платить по счетам, кушать и т. д.
  • Друзьям предложите заплатить за вашу услугу, когда смогут и столько, сколько считают нужным.
  • Если же к вам обратились за написанием продающей страницы, но готовы заплатить только 30–40% от установленной цены, то вы должны объяснить заказчику, сколько времени необходимо для выполнения этой задачи, и что вы не можете позволить себе работать несколько дней бесплатно. Зато готовы порекомендовать начинающего копирайтера на выделенный бюджет, а потом подкорректировать готовый вариант текста.

Итак, как вы понимаете, ваш доход зависит исключительно от ваших способностей договариваться, при необходимости говорить «нет» халявщикам и целей, которых вы хотите достичь.

А как обстоят дела с бесплатной работой у вас? Увлекаетесь? Или давно научились отказывать?

mariagoubina_mr

 

Мария Губина, бизнес-тренер, коуч, автор проекта «Мама-райтер», maria@mamawriter.ruhttps://www.facebook.com/maria.goubina