Как копирайтеру не попасться на удочку заказчика-мошенника

На каждом семинаре, который я провожу для начинающих райтеров, мне задают вот эти вопросы:

  • А как понять, что заказчик хочет обмануть копирайтера?
  • А как это узнать заранее?
  • А что делать, если не заплатил?
  • А есть какие-то рычаги воздействия на такого мошенника?

И так далее.

Причём один спрашивает, и тут же в аудитории находятся те, кто тоже сталкивался, тоже обжигался, у кого есть свои истории и «больные мозоли».

Я сама в начале карьеры несколько раз оставалась без гонорара.

Как же было обидно! Я, молодая мама, без бабушек и нянечек, выкраивающая час-другой в сутки для того, чтобы заработать хоть что-то — и выходило, что бессонная ночь пропала зря.

Эх, если бы у меня тогда были уже эти знания —реальные истории опытных райтеров, которые либо обожглись сами, либо сумели предотвратить обман со стороны заказчика. Мы собрали их в одну  такую «походную аптечку»: превентивные меры и средства первой помощи при первых признаках обмана. На полную «аптечку», то есть серию писем об обманах райтеров, можно совершенно бесплатно подписаться (сбоку справа есть баннер с формой подписки, вдруг вы не обратили внимание раньше). Первое письмо этой серии повторит сегодняшнюю статью, а дальше будет новая и интересная история. 

obmany-copywriterov

Правда? Ложь? Как узнать заранее?

Проблемы с платежеспособностью клиента

Что делать если заказчик отказывается платить? Как поступить, если он тянет с оплатой? Как распознать подозрительного клиента на начальном этапе сотрудничества?

Сегодня с намиmarina делится опытом Марина Семенова — копирайтер с 2011 года, автор статей на Tonkosti.ru, интерактивного журнала Edemzagranicy.ru, группы компаний Usoft.ru. А ещё Марина автор сценариев для офлайн-квестов «Клаустрофобия».

 

 

 

Случаи неуплаты заказчиком положенного гонорара Марина считает полностью своей виной.

История первая: заказчик не заплатил совсем

Как это было

«Это была одна из моих первых работ, когда я видела заказчика лично и общалась с ним в реальном мире. До этого находила заказчиков либо через биржи, либо по рекомендациям, но общалась с ними исключительно на расстоянии.

Для проекта я написала несколько текстов, но сайт, насколько я знаю, так и не запустили в работу. А про оплату мне просто забыли. Но в то время копирайтинг для меня был скорее хобби и развлечением».

Что предпринимала

«Я напомнила о себе несколько раз и решила, что это не стоит того, чтобы трепать себе нервы».

 История вторая: заказчик оплатил с большой задержкой

Как это было

«Работа была сдана еще в январе, а свои деньги за неё я получила только в марте».

Что предпринимала

«Два с половиной месяца я целенаправленно напоминала о себе каждую неделю.

Так как сейчас копирайтинг — один из основных источников дохода, то каждая тысяча рублей на счету, и прощать долги очень не хочется.

В результате, пусть и с задержкой, но свои деньги я получила».

Что рекомендует редколлегия «Мама-райтера»

Не заключайте соглашение о сотрудничестве, по крайней мере до прояснения всей картины, если ваш предполагаемый заказчик имеет хотя бы один из следующих признаков.

  • Неполные, некорректные, вызывающие сомнения контактные данные, разные имена в соцсетях или скайпе, расплывчатая информация о проекте в интернете или полное её отсутствие (правильно искать информацию научим в следующем письме).
  • В письме или сообщении от заказчика присутствуют подозрительные ссылки или файлы.
  • Заказчик буквально умоляет срочно выполнить заказ, клятвенно обещает оплатить чуть ли не через час. При этом не предоставляет необходимую для выполнения заказа информацию, не отвечает на ваши вопросы, будто не слышит их. Иногда ссылается на некую конфиденциальность данных.
  • Предлагает выполнить тестовое задание, представляющее собой полноценный объемный текст. При этом речь об оплате теста не идёт: «Если понравится, продолжим работу».
  • Категорически отказывается делать предоплату, жалуется на отсутствие времени для перевода денег и отсутствие подходящих денежных сервисов в его распоряжении.
  • Предлагает сначала написать большой объём текстов, а потом оплатить их.
  • Предлагает свои варианты оплаты в виде процента от прибыли, от показателей конверсии или трафика. Отметим, что при длительном сотрудничестве и полном доверии могут быть варианты работы копирайтера на окладе или по фиксированной ставке. Но это возможно только только в крупных проектах и недопустимо при первом контакте с новым исполнителем.

Обращаем ваше внимание: кое-что из перечисленного может иметь логичное и естественное объяснение. Скажем, мне как руководителю копирайтинг-агентства, случалось искать исполнителей на крупный заказ с ежедневными текстами и оплатой раз в неделю (смотрите пункт 7:)). И я была абсолютно честна при этом. В следующий раз расскажу, каким заказчикам имеет смысл доверять и писать пачку текстов с пост-оплатой.

Так что копирайтеру, особенно новичку, важно разумно и взвешенно анализировать информацию и не делать поспешных выводов. Но в любом случае каждый из этих признаков — однозначный повод насторожиться. Будьте бдительны и учитесь на чужих ошибках!

Какие ещё «скользкие» ситуации могут возникнуть у копирайтера при взаимодействии с заказчиками, особенно в начале карьеры, узнаете из серии писем об обманах копирайтеров. Подпишитесь, чтобы не попасться на удочку непорядочных клиентов.

Заполните форму и мы вышлем вам все материалы по технике безопасности для копирайтеров

 

А если у вас был повод поучиться на собственных ошибках — поделитесь с нами вашей историей! Это будет полезно многим копирайтерам.
 

mariagoubina_mrМария Губина, бизнес-тренер, коуч, автор пректа Мама-райтер